Главная » Статьи » Гигиена » Цикл лекций по гигиене |
Гигиена и медицинская экология
Гигиена - основная профилактическая наука в медицине. Цель медицины - сохранение и укрепление здоровья человека.Термин гигиена происходит от греч. higieinos, что означает “приносящий здоровье”. История данного слова связана с легендой об Асклепии (Эскулапе) - сыне бога солнца Аполлона. При рождении Асклепий был слабым и больным, после выздоровления он сам начал врачевать. Ему помогали две дочери: Гигиейя и Панакея. Гигиейя, по воззрениям древних греков, являлась богиней здоровья, которая больше занималась предупреждением заболеваний, ее имя и послужило основанием для названия науки. Основная цель гигиены - укрепление и сохранение здоровья человека. Э.А.Паркс гигиена как наука преследует великую и благородную цель:”...сделать развитие человека наиболее совершенным, жизнь наиболее сильной, увядание наименее быстрым, а смерть наиболее отделенной”.
Цель гигиены: Сохранение и укрепление здоровья человека.
Пути достижения данной цели: а) охрана и оздоровление О. С.( сохранение О.С. и снижение антропогенных факторов О.С.) б) сохранение и повышение иммунобиологической реактивности организма (усиление специфической иммун. реактивности, усиление механизмов адаптации и компенсации, применение средств индивидуальной защиты организма)
Задачи гигиенической науки:
Предметом гигиены является изучение законов и закономерностей взаимодействия организма и окружающей среды, с последующей разработкой профилактических мероприятий. О.С. – совокупность природных, антропогенных факторов и социальных условий, воздействующих на человека. О.С. включает: природные элементы (воздух, вода, почва, животный и растительный мир и т.д.) социальные элементы (труд, быт, социально-экономический уклад)
Факторы О.С. Природные Социальные 1.Физические 1. Тяжесть, напряженность 2. Химические утомительность труда, 3. Биологические характер связи с орудиями 4. Психогенные труда (слово, звуки, цвет, письмо и т.д.) 2. Быт 3. Питание 4.Отдых
Факторы О.С. можно разделить на: а) индифферентные б) активные (действующие положительно или отрицательно)
Санитария (sanitas – здоровье) - это практическое применение разработанных гигиенической наукой нормативов, санитарных правил и рекомендаций, обеспечивающих оптимизацию условий в которых находится человек, с целью укрепления и сохранения здоровья . Cанитария обеспечивается санитарными и противоэпидемическими мероприятиями. Исполнителями санитарных мероприятий являются гос. органы, предприятия, учреждения и организации. Профилактика (греч. prophylaktikos – предупредительный) – ведущий принцип здравоохранения, и важнейшей обязанностью мед. работников является проведение мероприятий по предупреждению заболеваний у здоровых и обострений, осложнений и рецидивов у больных. Различают профилактику общественную и личную. Применительно к конкретным видам патологии различают профилактику первичную, вторичную и третичную. Первичная: предотвращение возникновения заболеваний Вторичная: ранняя диагностика заболеваний у лиц, уже подвергшихся воздействию или имеющих факторы риска Третичная: предупреждение ухудшения состояния здоровья; лечение и реабилитация. Факторы О.С. могут играть различную роль в этиологии заболевания. Причинный или этиологический, фактор практически полностью определяющий развитие специфического заболевания (б-нь Минамата, Итай-Итай и др.). Фактор риска – фактор любой этиологии (наследственный, экологический, производственный, образа жизни), который при определенных условиях может провоцировать ли увеличивать риск развития нарушений состояния здоровья.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ Различают две методологии: общефилософскую и предметную методологию (методологию отдельных наук). Общефилософская методология – наука о методах и приемах познания природы, общества. Это универсальный метод изучения объективной действительности – диалектический материализм. Три основных закона диал. материализма :
Основные категории: причина и следствие, необходимость и случайность, явление и сущность и т.д. Под предметной методологией гигиены следует подразумевать сумму тех научно обоснованных методов и методик, которыми пользуется гигиена для разработки эффективных профилактических мероприятий. Метод – это способ познания действительности, законов той или иной науки. Методика – это совокупность или система способов, приемов целесообразного выполнения какого-нибудь задания, научного исследования, составная часть предметной методологии. Методологию гигиены схематически можно представить в виде конуса. Основа конуса – общефилософская методология. Приближаются к этому фундаменту методы гигиены и такие понятия с широким философским смыслом, как болезнь, здоровье, биосфера и др. Вершиной конуса являются специализированные методики. Каждая научная дисциплина имеет свой специфический, основной объект исследования. Объектом изучения лечебной медицины является больной человек. Интегральным показателем состояния больного является философская категория “болезнь”. Основным объектом изучения гигиены является здоровый человек. Интегральным показателем состояния здорового человека является философская категория “здоровье”. Определение ВОЗ “здоровье – это состояние полного физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов” Специфика объекта исследования в гигиенической науке и практике, которым является здоровый человек и коллектив, обуславливает необходимость использования для их изучения и особых методов. Различают 4 основных специфических для гигиены метода:
Эпидемиологический метод включает: санитарно статистический; медицинского обследования популяций; клинического наблюдения за специально отобранными людьми; натурного эксперимента среди населения. Метод санитарного обследования: обследование объектов, санитарное описание, методы анкетирования, санитарно-топографическое описание, обследование с применением инструментальных методов. Санитарная экспертиза. - Плановая сан. экспертиза – контроль за соблюдением гигиенических норм и противоэпидемических правил в порядке пред. и текущего сан. надзора.
3 Медицинская экология и ее значение в сохранении здоровья населения. Экология (греч. oikos – дом, место обитания) – наука о закономерностях формирования и функционирования биологических систем их взаимоотношения с окружающей средой. Данный термин предложили Геккель в 1868 г. Биосфера в целом представляет сложную систему, включающую биологические и неорганические составляющие атмосферы, гидросферы и литосферы. Различают живое, костное и биокостное вещество. Формы живых организмов по из положению в биосфере: продуценты, консументы и редуценты. Различные формы деятельности человека стали одним из наиболее значимых факторов, действующих в биосфере. Ноосфера по В.И.Вернадскому – сфера ведущего значения человеческого разума. Антропогенное воздействие имеет и отрицательное значение. Примеры – глобальное загрязнение атмосферы, почвы, воды и т.д. Н.В.Лазарев (1966) “Гигиена должна возвысится до широты кругозора, соответствующего современному уровню развития производительных сил, и начать рассматривать вызываемые человечеством сдвиги в среде нашего обитания в полном объеме, от есть во всей биосфере”. Экогигиена в ряду гигиенических дисциплин отличается масштабом изучаемых явлений. Экогигиену можно рассматривать как учение о здоровье людей планеты, о способах его сохранения, укрепления и приумножения. Объектом ее исследования является человек и человеческие популяции, предметом изучения в объекте – здоровье человека и популяции, целью – сохранение, укрепление и приумножение здоровья, методом достижения цели – профилактика болезней и преждевременного изнашивания организма путем оздоровления О.С. и организации здорового образа жизни людей. 4 вопрос История становления и развития гигиены Многовековая история гигиены неразрывно связана с социальными, научно-техническими, культурными, бытовыми и другими особенностями различных общественно-экономических формаций. Историю Г. условно можно разделить на два основных периода: эмпирическая Г. (использование различных профилактических предписаний первобытными людьми) и научно-экспериментальная гигиена (формирование Г. как отрасли современной медицинской науки в 17-19 веках. Для эмпирического периода были характерны рекомендации ограничительного характера, касающиеся употребления тех или иных растений, пищевых продуктов, питьевой воды и т.д. Ассиро-Вавилонское государство. В законодательных документах содержались записи мед. характера по личной и общественной гигиене, изоляции заразных больных. В городах (Вавилоне, Ниневии) обнаружены остатки мостовых, водопроводно-канализационных труб, колодце, купален и т.д. В Египте существовали санитарные рекомендации и ограничения, касавшиеся потребления тех или иных пищевых продуктов, личной гигиены, изоляции больных, окуривания помещений, массажа, водолечения, надзора за рынками, погребения умерших и т.д. Индийский своды законов Ману и Аюрведа (1000-500 лет до н. э.) содержали требования по личной гигиене, гимнастических упражнений. Подчеркивалось употребление молока, меда, свежей растительной пищи, физической подвижности, осуждалось пресыщение. Античный мир. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) “О воздухах, водах и местностях”, “О здоровом образе жизни” и др. На основе материалистических позиций выделял 2 группы факторов, влияющих на здоровье человека: общие (климат, почва, вода, погода и пр.) и индивидуальные (образ жизни, питания, наследственность). Выдающимися памятниками являются водопроводы и канализация (cloaka maxima), законодательные документы (строительный устав Нерона), существование специальных городских чиновников – эдилов (они следили за рынками, строительством, очисткой территории, снабжением питьевой водой и пр.). Они обладали правом наказывать нарушителей санитарного порядка. В средние века центр медицинской науки переместился на Восток. Авицена (980-1037 гг.) написал работы “О хорошем воздухе”, “ О качестве воды”, “О сохранении здоровья” и пр. Высокой санитарной культурой отличалась Киевская Русь. Геродот в своем труде “История” указывает, что скифам были известны паровые бани, мылоподобные вещества, техника бальзамирования. Внучка Владимира Мономаха Евпраксия (12 в). В ее медицинском трактате из 29 глав содержались главы “Об образе жизни в разные времена года”, “О пище, питье, сне и покое”, “О бане” и пр. В городах были деревянные мостовые, в монастырях водопроводы и т.д. Начало научно-экспериментальной гигиены. А. Левенгук создал микроскоп. Д.Фракасторо (1546) написал труд “О заразе, заразных болезнях и лечении”. Б.Рамацина (1633-1714) “О болезнях ремесленников” В 40-50 гг. 19 века во Франции (М.Леви, Ф.Эстерлен) и Англии (Э.Паркс) наряду с натурными наблюдениями и статистическим анализом использовали экспериментальные данные. Появляются первые сочинения по гигиене. Девятитомное “Полная система медицинской полиции” авт.И.Франк. М.Петенкофер – создатель первой кафедры гигиены, гигиенического института, внедрение в гигиену объективных методов исследования. Н.Пирогов “ Я верю в гигиену. Вот где истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной». А.П. Доброславин возглавил первую кафедру гигиены в Петербургской медико-хирургической академии. Ф.Ф. Эрисман врач-окулист, при его непосредственном участии создавалась санитарная организация Московского губернского земства. Г.В. Хлопин возглавлял кафедру гигиены Военно-медицинской академии, автор учебников “Основы гигиены”, “Практические пособия по методам санитарных исследований”. В дореволюционной России не существовало общегосударственной системы санитарного надзора. 15 сентября 1922 г. принят декрет о санитарных органах. | |
Просмотров: 1726 Категория: Цикл лекций по гигиене | | |